09 декабря. Пение как участие в Божественном служении

Преподаватель Тульской духовной семинарии, регент тульского Успенского кафедрального собора Ольга Евгеньевна Бобровникова стала делегатом I Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви, проходившего в Москве с 30 ноября по 2 декабря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Общецерковный регентско-певческий съезд состоялся впервые с 1917 года. В нём участвовали руководители церковных хоров, певчие, композиторы, преподаватели регентских школ и духовных училищ.

– Ольга Евгеньевна, какие моменты съезда вам особенно запомнились?

– Всё было замечательно, интересно, трудно выделить что-то самое важное, самое главное. Съезд проходил в Храме Христа Спасителя, в зале Церковных Соборов. Конечно, центральное событие – это встреча со Святейшим Патриархом Кириллом. Он говорил о необходимости сохранения многовековых традиций русского церковного пения, которое является неотъемлемой частью православного богослужения.

Святейший Патриарх рассказал о том, как создавалось регентское отделение при Ленинградской духовной академии, как потом этот опыт был подхвачен Московской духовной академией– и уже в 80 — 90-е годы были подготовлены сотни регентов. Говоря о совершенствовании регентского образования, Святейший Патриарх подчеркнул важность изучения будущими регентами богословских дисциплин. Регент должен быть богословски просвещенным человеком, должен знать историю Церкви, догматическое богословие. Соприкасаясь с таким регентом, будут меняться и певчие, в том числе и те, которые из мира придут и будут петь в наших хорах.

На мой взгляд, Святейший Патриарх обозначил очень важную перспективу в деле регентского образования. Она заключается в том, чтобы регентские отделения выдавали диплом бакалавра. Тогда это будет иметь авторитет не только в церковных кругах, но и в светских сообществах, и за границей.

Святейший Патриарх обратил внимание и на необходимость возрождать традицию народного пения, так как это – один из путей воцерковления нашего народа. Человек, участвующий в пении, погружается в особую стихию общей молитвы, он чувствует, что такое приход, что такое община, чувствует свое участие в Божественном служении.

По своему опыту могу сказать, что всенародное пение поднимает молитвенный дух. Мне много раз приходилось возглавлять народный хор, и я с полной уверенностью могу свидетельствовать о том, с каким настроением наши прихожане поют за богослужением. Это пение «едиными усты и единым сердцем». Люди чувствуют себя реальными участниками богослужения, сослужителями алтаря, а не просто присутствующими в храме. Но это совсем не значит, что все прихожане должны дружно подпевать хору. Пение хора и прихожан должно быть строго разграничено.

Как я уже сказала, трудно выделить самые интересные моменты встречи. Обсуждались проблемы, важные для всех, кто причастен к церковному пению. С нами встречались специалисты высочайшего уровня, и знания, которыми они с нами делились, поистине бесценны, они дали нам огромную практическую пользу.

– Какое из выступлений вы назвали бы самым полезным для себя в профессиональном плане?

– Прослушав очень глубокий по содержанию доклад митрополита Волоколамского Илариона «Петр Ильич Чайковский и сегодняшние проблемы церковного пения», я во многом пересмотрела роль церковного хора в богослужении. Мы часто увлекаемся произведениями композиторов, далёких от церковного предания. Литургический текст в их произведениях занимает второстепенное место, что абсолютно не соответствует духу православного богослужения. Это реальная проблема в церковном пении: мы забыли наши древние, исконно русские напевы, засоряем наши певческие традиции.

Ещё одной немаловажной проблемой современных церковных хоров является проблема так называемых «концертов», исполняемых после запричастного стиха. Надо понимать, что в этот момент происходит в алтаре и в храме: причащаются священнослужители, а народ готовится к принятию Святых Христовых Тайн, и задача хора состоит в том, чтобы помочь людям в эти последние минуты перед Таинством Святого Причащения сосредоточиться на молитве, чтобы с чувством глубокого покаяния и осознания своего недостоинства принять в себя Самого Христа. И в этот момент зачастую наши хоры, не жалея сил, навязчиво пытаются услаждать слух присутствующих в храме вычурными концертами композиторов итальянской школы.

– Какие ещё темы обсуждались на съезде?

– Много говорилось о задачах регентско-певческого образования. Этой теме был посвящён доклад ректора Санкт-Петербургской духовной академии архиепископа Петергофского Амвросия. Декан факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Алексий Емельянов поделился взглядом на регентское образование в православном вузе как на диалог церковного и светского образования. Преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, регент Николо-Богоявленского морского собора Раиса Геннадьевна Гундяева рассмотрела переход на высшее профессиональное музыкальное церковное образование на примере Регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии. А о традициях образования Киевской богослужебно-певческой школы мы узнали из доклада преподавателя Киевской духовной академии профессора протоиерея Димитрия Болгарского. Очень ярко обозначил проблемы современного церковного пения доклад игумена Силуана (Туманова). Преподаватель Регентской школы при Московской духовной академии протоиерей Владимир Янгичер поделился разработками по методике преподавания гласового обихода.

Большую практическую пользу мы получили благодаря мастер-классу преподавателя СПбДА Антона Александровича Максимова – он продемонстрировал не только высокий профессионализм, но и удивительную, очень доброжелательную манеру общения с хором, которая помогает певцам исполнить церковные произведения на должном уровне. Запомнился и замечательный мастер-класс преподавателя Киевской духовной академии протоиерея Димитрия Болгарского.

Большое впечатление на меня произвёл мастер-класс-концерт регента Александро-Невского кафедрального собора в Париже протодиакона Александра Кедрова «Произведения Н.Н. Кедрова-отца».Надо сказать, что отец и дед протодиакона Александра – известные церковные композиторы, чьи произведения являются неотъемлемой частью репертуара современных хоров. Одно из самых ярких и всеми любимых произведений – песнопение «Отче наш…» Кедрова-отца.

– Обсуждались ли на съезде проблемы детского музыкально-певческого образования?

– Да, довольно много времени было посвящено обсуждению организации детских хоров на приходе. Опытом организации такого хора поделилась доцент кафедры «Музыкознание и музыкальное образование» Московского гуманитарного педагогического института, кандидат педагогических наук, руководитель вокально-хорового ансамбля «Благовещение» при Благовещенском храме в Федосьино Анна Сергеевна Стрельцова. Запомнилось выступление хора девочек под её управлением, исполнивших «Достойно есть» Павла Чеснокова. Несмотря на юный возраст исполнительниц, произведение было исполнено на достаточно профессиональном уровне.

Преподаватель Хорового училища имени А.В. Свешникова, дирижер концертного хора «Школы духовного пения» при храме святой мученицы Татианы при МГУ Сергей Юрьевич Маркелов рассказал о теории, методике и практике преподавании осмогласия. Интересно, что Сергеем Юрьевичем было разработано пособие по изучению осмогласия, которое я бы порекомендовала всем тем, кто занимается организацией работы детского хора на приходе. Незабываемым было выступление Ушаковского хора мальчиков Успенского храма города Красногорска. Интересно отметить, что, видя увлечение своих сыновей, к работе хора подключились их отцы.

Завершающим этапом первого дня съезда стало обсуждение самых актуальных для регентов и певчих вопросов в режиме круглого стола.

– Какие темы обсуждались во второй день работы съезда?

– Во второй день звучали доклады о традициях русского церковного пения, о роли священноначалия Русской Православной Церкви в деле сохранения и приумножения богослужебно-певческих традиций. Приводились выдержки из доклада Святейшего Патриарха Алексия I о церковном пении. Говорилось и об истории русской церковной музыки в эмиграции в ХХ столетии, когда в годы гонений на Церковь хоровые коллективы в эмиграции сохраняли русские церковно-певческие традиции, поддерживая духовную связь с родиной.

– Два дня вместили столько впечатлений, что их хватило бы на целый год. Каким же был завершающий день съезда?

– Завершился съезд второго декабря Божественной литургией в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, за которой пел сводный хор делегатов Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви.

Для меня огромной честью было петь за богослужением, которое возглавлял Святейший Патриарх Кирилл. Работу с хором делегатов осуществлял регент Московского Синодального хора, заслуженный артист России Алексей Александрович Пузаков. Благодаря высокому профессионализму ему удалось выстроить пение хора так, что люди, в первый раз видевшие друг друга, сумели передать характер и красоту церковных произведений так, как их задумал композитор.

Я думаю, что для всех регентов и певчих было большой честью петь богослужение под управлением регента такого масштаба, как Алексей Александрович. Я не могла оторвать глаз от его рук, жестов, мимики… Всем этим он помогал нам исполнять песнопения на должном уровне, точно выражая динамические оттенки, соединение музыкальных фраз.

По окончании богослужения Алексей Александрович произнёс благодарственное слово, которое прозвучало очень проникновенно, от всего сердца. Он сказал, что рад был работать со всеми нами, выразив надежду на то, что наши встречи будут иметь продолжение.

Беседовала Марина Горчакова

Фото из альбома Ольги Бобровниковой

2017-10-05T18:09:18+00:00