10 ноября. «Служил Богу, России и совести»

В тульской духовной семинарии открылась выставка «Илья Сергеевич Глазунов о судьбах России», организованная епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор» и Церковно-археологическим кабинетом ТулДС. Экспозицию составляют  репродукции работ недавно ушедшего от нас мастера, приведены его высказывания о творчестве и назначении художника, о любви к своей земле, к её трагической и героической истории.

«…Художником меня сделал Ленинград с его громадами стройных домов; его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер, – вспоминал Илья Глазунов. Он родился в Ленинграде 10 июня 1930 года. –  Эрмитаж, мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах… Сколько помню себя – рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни – кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: «Живи!»

Величайшим потрясением стала для 12-летнего Ильи ленинградская блокада. Близкие умирали от голода у него на глазах, мальчик чудом остался жив. Его вывезли из города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами. Около двух лет будущий художник прожил в маленькой деревушке, среди новгородских лесов, впитывая в себя неповторимую красоту русского пейзажа.

Вернувшись из эвакуации в родной Ленинград, он поступает в среднюю художественную школу, ставшую впоследствии Институтом имени Ильи Репина Академии художеств СССР. Это было время поисков своего пути в искусстве. Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве. Она имела огромный успех и вызвала множество споров. Споры вокруг творчества художника не утихают по сей день.

Большинство исследователей выделяют четыре основных цикла в творчестве Ильи Глазунова: «Городской цикл», «История России», «Иллюстрации литературных произведений», «Портреты современников». Все эти циклы представлены на выставке в семинарии.

«Городской цикл» – лирический, посвящённый жизни большого города, как правило – Ленинграда — Петербурга. «В городе не чувствуешь этой великой взаимосвязи человека и природы, не испытываешь и, следовательно, не понимаешь этого великого круговорота приобщения к тайнам природы, с ее вечным процессом умирания и Воскресения; приглушается чувство радости собственного бытия, являющегося маленькой частицей удивительно мудрого, простого и сложного мира…» – писал Илья Глазунов. Разобщённость с природой, друг с другом, с самим собой – лейтмотив большинства его «городских» работ.

«Каждому человеку необходимо знать – кто он и откуда. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. Лишить его знания прошлого – это значит лишить его понимания настоящего и будущего». Эти слова Глазунова можно поставить эпиграфом к его циклу «История России», которому он посвятил 20 лет. «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Два князя», «Русский Икар», «Проводы войска», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев», «Русская красавица», «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и многие другие полотна воспевают героическую судьбу Древней Руси.

Большое значение придавал Илья Сергеевич Глазунов иллюстрации произведений своих любимых авторов: Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна… И, конечно же, Достоевского. Впрочем, эти работы – больше чем иллюстрации. Это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение. Подобно Достоевскому Глазунов стремится «искать человека в человеке», в повседневной действительности ощущать великий ход времен с его извечной яростной схваткой добра и зла, «где поле битвы – сердце человека».

Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. «Пишу молча, – говорит Илья Сергеевич. – Мне необходимо почувствовать внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу… Каждый портрет – экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. Каждый человек – Вселенная, каждый необычайно интересен: и строитель, и космонавт, и знаменитая киноактриса, и вьетнамская ополченка, и шахтер, и студент, работающий на БАМе… Нарисовать человека вовсе не означает нарисовать комплимент ему, нет, только сказать правду! И он должен быть похож, иначе это не портрет. Портрет – документ человеческого духа…» «Я утверждаю, что каждый человек интересен для портрета, потому что каждый человек имеет свою бессмертную душу, свой характер и внутреннее «я». И услышать музыку души человека и передать её в абсолютном сходстве  это во многом и есть дело портретиста. Почему портрет сегодня тоже умер в Европе. Нельзя нарисовать любимую девушку в виде кубика, правда?..»

«Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными… Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров», – так писал о Народном художнике СССР Илье Глазунове писатель Владимир Солоухин.

«Горжусь тем, что более чем за тридцать лет своей творческой деятельности служил Богу, России и совести», – говорил Илья Сергеевич, будто подводя итог своей жизни. –   «Я делаю Божье дело, верю в это. И потому Бог дает мне силы, и эти силы неисчислимы. Даже из-под крышки гроба я буду стрелять и кричать: «Слава России!»

Он скончался 9 июля 2017 года в Москве.

Марина Горчакова

Фото Наталии Фундаевой

2017-11-11T12:04:47+00:00