24 апреля. «Цель истории – обновлённый человек»

Студент 4-го курса ТулДС Иван Литовка награждён грамотой Тульского государственного университета «за активное участие в XXVI Всероссийских чтениях студентов, аспирантов и молодых учёных с международным участием «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» и высокий уровень доклада». Грамота подписана заместителем председателя оргкомитета – директором Института гуманитарных и социальных наук, доктором политических наук профессором, деканом гуманитарного факультета ТулГУ Ириной Александровной Батаниной.

Доклад Ивана Литовки, подготовленный под научным руководством преподавателя Тульской духовной семинарии, кандидата философских наук, доцента Виктора Ивановича Дружинина, посвящён теме «Идеи религиозной историософии Льва Тихомирова».

В небольшом вступлении Иван дал определение историософии и цитирует известного русского публициста Геннадия Шиманова: «История (как наука) без историософии – это то же самое, что тело без души».

Основная особенность историософии Тихомирова заключается в том, что она «является последовательно христианской, православной», так как «базируется не только и не столько на мудрованиях человеческих, сколько на Священном Писании и Священном Предании, на догматах Православия, святых отцах».

Далее речь шла об основные положения концепции мировой истории Льва Тихомирова, изложенных в его фундаментальных трудах: «Религиозно-философские основы истории», «Монархическая государственность», «Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира».

«Особое внимание, – почеркнул Иван Литовка, – Тихомиров уделяет раскрытию смысла истории. История человечества в понимании Тихомирова – арена борьбы, прежде всего духовной, а уже потом политической, экономической и военной. Эта борьба – продолжение той борьбы, которая началась с момента бунта Денницы, ангела света, который увлек за собой треть обитателей ангельского мира, то есть еще до сотворения человека и появления человечества.

Земная история человечества началась с грехопадения первых людей и их изгнания из рая. Она имеет не только начало, но и конец. Конец описан в Новом Завете, наиболее подробно – в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Особое внимание Л. Тихомиров уделяет именно концу земной истории – видимо, по той причине, что книга «Религиозно — философские основы истории» писалась в годы Первой мировой войны и двух «русских» революций (февраль и октябрь 1917 года), когда многим казалось, что не только в России, но и в мире наступают «последние дни».

История в духовном смысле – разворачивание во времени содержания души человека (человечества). Несправедливость и агрессивность мира – отражение нашей несправедливости и агрессивности. Попытки установления внешней справедливости не прибавляют справедливости в мире.

Основываясь на трудах Льва Тихомирова, Иван делает вывод: «Цель истории – обновленный человек, способный войти в Царствие Божие».

Марина Горчакова

Фото Сергей Макшанов

2017-10-05T11:32:04+00:00