27 октября. IV Семинариум «Образ. Образность. Образование»

В Тульском областном художественном музее состоялся IV Семинариум «Образ. Образность. Образование», посвящённый перекрёстному Году культуры «Россия — Греция» и 1000-летию русского присутствия на Афоне. Его организаторы – Епархиальный культурно-просветительский центр «Фавор», действующий при Тульской духовной семинарии, и ГУК ТО Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей». В работе Семинариума приняли участие историки, искусствоведы, архитекторы, художники, педагоги.

Открывая встречу, директор центра «Фавор» Марина Александровна Михалёва напомнила, что основная идея Семинариума – посмотреть на то или иное конкретное явление с разных точек зрения – исторической, религиозной, культурологической. В этом году участникам традиционной встречи предстояло обсудить темы, связанные с многовековыми культурными связями России и Греции.

С приветственным словом к участникам встречи обратилась первый заместитель генерального директора ГУК ТО Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей» Марина Николаевна Кузина. Она поблагодарила Епархиальный культурно-просветительский центр «Фавор» за тесную связь и сотрудничество, благодаря которому минувшим летом в выставочном зале на Красноармейском проспекте удалось организовать интересную, получившую широкий резонанс выставку к 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон. На выставке были представлены работы известного греческого фотохудожника Костаса Асимиса, подаренные музею автором, а также обнаруженные в запасниках художественного музея гравюры первой половины XIX века, посвящённые Афону. Выставку дополнил раздел «Монастыри России», в который вошли полотна современных русских художников. А создать особую атмосферу помогли богослужебные предметы, старопечатные книги, иконы из фондов Церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии, предоставленные центром «Фавор». Эта выставка стала достойным началом всех последующих мероприятий Художественного музея, посвященных русскому Афону.

Марина Николаевна напомнила ещё об одном недавнем событии – встрече в доме — музее Хомякова – и выразила надежду на продолжение творческого сотрудничества Художественного музея с Тульской епархией и центром «Фавор».

– Имя Алексея Степановича Хомякова прозвучало здесь не случайно, – заметила Марина Александровна Михалёва. – Культурные события не могут храниться изолированно, как в колбе, они моментально разливаются в воздухе, давая другим событиям этим воздухом дышать. Хомяков, несомненно, имеет отношение к Году Афона – достаточно вспомнить о его внутренней аскезе, постоянном духовном взращивании себя…

Много интересного о культурном и историческом облике восточного Крита участники встречи узнали из доклада доктора исторических наук, профессора, учёного секретаря Тульского государственного музея оружия Елены Игоревны Самарцевой. Она рассказала о таких достопримечательностях этого удивительного места, как пещера Зевса глубиной 1024 метра, заканчивающаяся озером; о детских музеях под открытым небом, где стараются представить всю историю человечества (интересно, что там можно увидеть фотографии наших космонавтов – Юрия Гагарина и Валентины Терешковой); о музее керамики, который одновременно служит мастерской, где делают греческие сосуды типа амфор и прочую керамическую посуду.

На востоке Крита, в местечке Элунды находится ещё одна достопримечательность – церковь святых Константина и Елены из белого камня с искусно расписанным куполом и деревянным иконостасом, которая всегда открыта для паломников.

Православные храмы и памятники античности мирно соседствуют на восточном Крите. Античность – это история, а к истории принято относиться бережно. Интересно, что там с большим уважением относятся к памяти о русских, погибших во Второй мировой войне.

Тему античного искусства продолжила главный специалист по инновационной работе отдела по развитию Тульского областного художественного музея Мария Александровна Серова, рассказавшая о копиях трёх шедевров античной скульптуры в собрании Тульского областного художественного музея. Это выполненные из бронзы скульптуры «Лаокоон» (оригинал датируется I в. до н.э.), «Умирающий галл» (III в. до н.э.) и «Танцующий фавн» (I в. н.э.). Каждая из этих копий имеет свою историю. Так, последняя из них была обнаружена при раскопках города Помпеи, погибшего, как известно, при извержении Везувия. Там, под толщей пепла, сохранилось в первозданном виде много произведений искусства. «Танцующего фавна» обнаружили на территории одного из самых крупных домов, в центре бассейна для сбора дождевой воды. Оригинал скульптуры хранится в Национальном музее Неаполя, а по всему миру распространилось множество копий. Но далеко не все они имеют такие высокие художественные достоинства, как копия из Тульского художественного музея. Специалисты предполагают, что она принадлежала семейству графов Бобринских, чей дом-музей находится в Богородицке.

«Образ странника в русском искусстве и прикладное приложение его семантики в современном архитектурно-дизайнерском проектировании» – такова тема исследования Жанны Германовны Цинман, доцента кафедры «Городское строительство и архитектура» ТулГУ, кандидата искусствоведения, члена Союза художников России. Имея большой собственный опыт путешествий, из которых она привозит замечательные пейзажи, Жанна Германовна говорит о том, что образ странника – ключевая фигура в живописи, музыке, поэзии…Философы считают, что путь в пространстве – это путь к познанию себя. В русской культуре странничество – поиск пути духовного, обретение истоков, Небесного Иерусалима и Святой Руси; это стремление познать мир как Дом Божий.

Для Серебряного века странничество, обретение Бога на дорогах мира – сквозной мотив. Русский странник немыслим вне пейзажа, вне полного слияния с ним. Порой идея странничества воплощается только в пейзаже, где присутствие человека – нашедшего и сказавшего – только подразумевается. Русский пейзаж – воплощение внутреннего состояния человека-странника…

В наши дни жажда странничества не ушла, но трансформировалась. Теперь для путешествий требуется некоторый комфорт. В связи с этим Жанна Германовна представила работу своей студентки Екатерины Евсюниной, будущего архитектора. Это проект паломнического центра на территории, прилегающей к Щегловскому монастырю. Автор проекта стремится не только к решению практических задач, но и к одухотворению среды. В целом центр напоминает по форме корабль или Ноев ковчег. Хочется надеяться, что когда-нибудь этот чудо-проект будет воплощён.

Член Союза архитекторов РФ Татьяна Михайловна Халтурина выступила с докладом «Несходные подобия: опыт интерпретации архитектурного образа». Сравнивая два храма в честь Софии, Премудрости Божией – Киевский и Константинопольский, она рассказала о символическом значении каждой из архитектурных деталей и сделала вывод, что крестово-купольный храм – образ Крестной жертвы.

Посвятила своё выступление 250-летию со дня освящения Успенского собора тульского кремля и рассказала об особенностях образов иконостаса собора заведующая отделом развития и инновационной деятельности Тульского областного художественного музея Юлия Геннадьевна Корнакова.

Ведущий специалист отдела музейной педагогики Тульского областного художественного музея Елена Николаевна Рябова поделилась опытом духовно-нравственного воспитания школьников на примере образов святых. Более 20 лет она занимается с учащимися тульской 58-й школы, ведёт студию при музее. На основе своего опыта она сделала заключение о том, что именно образы святых, а не светские портреты вызывают у детей особый интерес. Дети стремятся больше узнать о святом Георгии Победоносце и Александре Невском, о блаженной Матроне и преподобномученице Елизавете Феодоровне… Так, в процессе воспитании детей средствами искусства постепенно формируется их духовная сфера.

Завершил Семинариум рассказ директора Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марины Александровны Михалёвой о нашем земляке, иеромонахе Арсении (Суханове), блестяще образованном церковном деятеле 17-го века, авторе «Прений с греками о вере» и «Проскинитария», в своё время посетившего Афон по благословению Патриарха Никона.

Во всех прозвучавших на Семинариуме докладах так или иначе присутствовала тема культурных связей России и Греции, тема Афона. Все эти материалам будут опубликованы в очередном сборнике «Образ. Образность. Образование», который выйдет в следующем году.

Марина Горчакова

Фото Юлия Корнакова

2017-10-06T12:53:57+00:00