31 января. «Нотация и традиция»

Об истории русского церковного пения, о нотных книгах, выдающихся композиторах и регентах рассказывают экспонаты из фондов Церковно-археологического кабинета ТулДС, представленные на открывшейся в семинарии выставке «Нотация и традиция». Выставка организована епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».

История русской церковной музыки начинается после Крещения Руси, в XI-XIII веках, но о музыкальной культуре того времени известно крайне мало. В бесчисленных пожарах времён монголо-татарского нашествия и последующих войнах уцелели лишь немногие певческие рукописи, а то, что сохранилось, ещё в полной мере не прочитано: нотные знаки, которыми записаны песнопения, с трудом поддаются расшифровке. Редки упоминания о церковном пении в летописях и литературных источниках. Тем не менее ученые пытаются проникнуть в тайны нотации раннего периода, восстановить репертуар, понять основные принципы церковного пения. Пока достоверно известно лишь то, что обучали наших предков церковному пению греческие певцы.

Важнейшим центром церковно-певческого искусства был Киево-Печерский монастырь. Основатель первого русского монастыря св. Феодосий Печерский с большим вниманием относился к клиросному пению. Неизвестно, какие песнопения и по каким певческим книгам пели русские христиане XI века. Возможно, первоначально служба велась по греческим книгам; возможно, ранние русские книги до нас просто не дошли. Но, как утверждают специалисты, к XII веку был переведен основной корпус гимнографических текстов и изобретена собственная нотация.

– Термин «нотация» не совсем точен для описания древнерусских певческих рукописей, поскольку нот здесь нет. Средневековые песнопения записывались знаками, которые называются в Западной Европе невмами, а в России – знаменами или крюками. Эти знаки выписываются над строкой текста над каждым его слогом, – рассказывает руководитель культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Александровна Михалёва. – Знаменная нотация, хоть и с изменениями, дожила до XVIII века, а у старообрядцев – и до наших дней. Она получила название от слова «знамя», что значит «знак». Основные знаки знаменной нотации «рисуют» напев, отражая направление мелодии. В ней есть начало, повышение голоса, кульминация, понижение голоса и окончание – остановка.

Первыми русскими певческими книгами – сборниками церковных песнопений – стали Ирмологий, Триодь, Стихирарь месячный и Кондакарь. Над рукописями трудились переписчики. Все они были знатоками церковного пения, поскольку в Древней Руси механическая переписка книг была практически невозможна. Каждый переписчик был сотворцом песнопений, он вносил в напев изменения в соответствии со своим пониманием пения, со своим вкусом. Поэтому в хранилищах невозможно найти две одинаковые рукописи.

В это же время на западе существовала другая традиция, ставшая основой современной системы нотной записи. Об этом рассказывают материалы выставки, посвящённые изобретателю нот – бенедиктинскому монаху Гвидо Аретинскому, жившему в первой половине XI века. Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений в монастыре небольшого городка Ареццо неподалеку от Флоренции. Каждый гимн и каждое песнопение католической мессы певчие разучивали с его голоса, полный «курс обучения» занимал около 10 лет. Чтобы ускорить этот процесс, Гвидо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак), заштрихованными квадратиками, которые размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий (сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений). Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву. Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut (do), re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну на латинском языке. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей. А вот полные имена нот:

Do – Dominus – Господь; Re – rerum – Материя; Mi – miraculum – Чудо; Fa – familias planetarium – Семья планет, т.е. солнечная система; Sol – solis – Солнце; La – lactea via – Млечный путь; Si – siderae – Небеса.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу – и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого лично, Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз: вместо десяти лет – два года.

На выставке представлена так называемая «Гвидова рука». Разучивание мелодий по руке – метод, который был принят в XII веке и использовался на протяжении следующих трёх столетий.

Начиная с конца XVII — начала XVIII века крюковую нотацию стали заменять на западную, а русское знаменное пение заменять западноевропейским, латинским. Знаменное пение считалось принадлежностью старообрядцев. Многие мелодии знаменного пения в XVIII — начале XX веках подверглись многоголосной обработке в традициях западноевропейской гармонической тональности. Среди авторов обработок –П.И. Турчанинов, А.Ф. Львов, П.И. Чайковский, А.Д Кастальский, С.В. Рахманинов, П.Г. Чесновок, Н.А. Римский-Корсаков и другие.

В начале прошлого века знаменное пение можно было услышать в московских храмах. На выставке представлена цитата из работы немецкого музыковеда, исследователя древнерусского певческого искусства, автора описания древнерусских певческих рукописей библиотек Европы, ряда фундаментальных трудов, а также церковной православной музыки Иоанна фон Гарднера (1898-1984) «О синодальных певческих книгах Русской Церкви и их применении в сегодняшней практике»: «Я вспоминаю времена, когда прославленные московские певчие, так называемые дьяки, которые обыкновенно стояли на левом клиросе во многих церквах по всему городу, пели догматики Большим знаменным распевом из синодальных квадратно-нотных книг в унисон. Синодальный хор часто делал то же самое Литургия в кафедральном соборе в московском кремле по будням в левом пределе, посвященном святым Петру и Павлу, пелась опять же по распевной квадратной нотации тремя басами, в унисон».

Автор посещал эти службы в 1913 году 15-летним подростком.

В витринах выставки размещены нотные книги разных эпох и направлений: «Nota kvadrata» (XVII-XVIII вв.); «Пение Литургии Златоустого придворное простое» (середины XVIII в.); «Церковный обиход» – рукопись 2-й половины XVIII в.; «Ирмологий» знаменной нотации – тоже рукопись. Можно увидеть здесь и «Собрание духовно-музыкальных сочинений и переложений с древних напевов протоиерея Турчанинова», и «Песнопение всенощных бдений на Двунадесятые праздники древних напевов, положенных для 4-х голосов регентом Владимирского архиерейского хора А. Ставровским. Вып.4, м., 1895 г.».

Как свидетельство истории заслуживают внимания и рукописные нотные сборники середины 20-го века. Они принадлежат к той эпохе, когда богослужебную литературу, в том числе ноты, найти было сложно, и певчим приходилось переписывать нотные книги от руки.

– До сих пор традиции знаменного пения соблюдают старообрядцы. Возрождается знаменное пение и в новом обряде Русской Православной Церкви, например, в Валаамском монастыре. Изучение древней нотации, строения песнопений, их репертуара важно для того, чтобы возродить древнюю традицию, сделать так, чтобы песнопения Древней Руси вновь зазвучали в храмах, – заканчивает экскурсию Марина Александровна.

Марина Горчакова

Фото Сергей Макшанов

2017-10-05T16:33:35+00:00