5 апреля «Крест – хранитель всей Вселенной»

В четвёртую, Крестопоклонную неделю Великого поста особое внимание студентов и гостей ТулДС сосредоточено на экспозиции «Крест – хранитель всей Вселенной» из фондов семинарского Церковно-археологического кабинета. Выставка организована епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».

Накануне третьего воскресенья Великого поста на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной седмице и Пасхе Христовой.

С понятием о Кресте у нас связано воспоминание о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и о Славе, которая следует за этими страданиями. На Кресте совершается великое дело искупления грешников, ради которого Спаситель пришёл на землю, и с этого времени Крест уже не позорное орудие казни, а самый дорогой и священный предмет для христиан.

Кресту, Орудию нашего спасения посвящена выставка в семинарии. Эпиграфом к ней стала молитва Честному Животворящему Кресту, ежедневно произносимая каждым православным христианином: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут…»

Приведены здесь и цитаты из творений святых Отцов Церкви, также посвящённые Кресту: «На челе твоём всегда да будет крест, в сердце же – страх Божий» (преподобный Ефрем Сирин); «Есть крест внешний – он на плечах лежит. Это скорби, беды, лишения, болезни, нападки, напраслины. Есть крест внутренний самоотвержение с самоумерщвлением. Есть крест – духовный, Божий или божественный, распятие по воле Божией. Кресты эти один из другого рождаются. Последний обозначается преданностью в волю Божию, тихою, молчаливою, упокоительною; второй – борьбою с собою, безжалостною к себе; третий – терпением неприятностей. Сколько крестов, столько и крестоношений…» (святитель Феофан Затворник); «Ученик Христов тогда несёт правильно крест свой, когда признаёт, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие необходимы для его образования о Христе и Спасении» (святитель Игнатий Брянчанинов).

В экспозиции представлены требные, наперсные, аналойные, нательные, наградные кресты, относящиеся к разным эпохам. Это и наградной крест 1913 года – «В память 300-летия Дома Романовых», и иерейские кресты «К 1000-летию Крещения Руси». Есть здесь и деревянный крест, изготовленный, вероятно, в начале 20 века, который имеет самое непосредственное отношение к истории ТулДС – он был найден в 2014 году при проведении ремонтных работ в историческом здании семинарии. Предположительно, это крест из семинарского храма Святой Софии.

Рядом с крестами – Ахтырский образ Божией Матери. На иконе изображена Пресвятая Богородица с молитвенно сложенными на груди руками, слева он Неё – Спаситель, распятый на Голгофском Кресте. Богослужебные издания, старопечатные книги, представленные на выставке, раскрыты на тех страницах, где речь идёт о Кресте, о Крестных муках Спасителя. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-Еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса», – читаем в Евангелии от Иоанна (19,17-18).

Среди книг, хранящихся в Церковно-археологическом кабинете и представленных сегодня в экспозиции – «Каноник», изданный в Киево-Печерской лавре в 1895 году; «Камень веры» святителя Стефана Яворского 1713 года издания; «Царский путь Креста Господня, выводящий в живот вечный» святителя Иоанна (Максимовича) – издание 1709 года, выпущенное в Чернигове.

Хоругвь с Распятием, переданная в ЦАК из Свято-Сергиевского храма города Плавска, кадило, дарохранительница и дароносица, крещальные ножницы, покровец, чётки – все эти богослужебные предметы 19 века несут на себе изображение Креста.

Необходимая принадлежность для совершения Божественной литургии – антиминс. На современных антиминсах изображается положение во гроб Господа Иисуса Христа после снятия с Креста. В древности на антиминсе изображался лишь Крест. На выставке мы видим антиминс освящённый и подписанный «по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Архиепископом Тульским и Белевским Антонием 5 мая 1954 года для священнодействия в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи в городе Венёве».

Дополняют экспозицию репродукции из лицевого иконописного подлинника «Иконография Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» начала прошлого века.

На всех предметах из фондов семинарского Церковно-археологического кабинета, представленных в экспозиции, изображён главный христианским символ. «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки…»

Марина Горчакова

Фото: Сергей Макшанов

2017-10-06T14:26:26+00:00