История 2017-10-05T20:16:45+00:00

Тульская Духовная Семинария: страницы истории

Тульская семинария получила своё начало вслед за учреждением Тульской епархии в 1799 году. Семинарию перевели из Коломны со всем имуществом. Незадолго до этого, в 1797 году из стен Коломенской семинарии вышел величайший светильник Русской Церкви XIX века святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. По прибытии в Тулу преосвященного Мефодия, первого епископа Тульского, имущество семинарии было помещено в скромном деревянном домике на Павшинской улице, в ожидании окончания строительства каменного корпуса губернаторского дома, который был отдан гражданским начальством в ведение епархии. Занятия, теперь уже в Тульской семинарии, начались в 1801 году. Потом, по ходатайству архимандрита Галактиона (Пономарёва), первого ректора Тульской Духовной Семинарии, духовную школу перевели в каменные строения на Посольской улице, где она размещалась до 1821 года.

В 1822 году для семинарии было построено новое трёхэтажное здание на Староникитской улице. В семинарском здании, построенном на манер петербургских зданий, был утроен храм первоначально в честь Живоначальной Троицы, который при своём переустройстве впоследствии был освящён в честь Софии Премудрости Божией.

Тульская семинария была духовным центром Тулы и Тульской губернии. Уже к 1850 году она выпустила 3000 воспитанников. Общее число воспитанников семинарии в разные годы колебалось от 420 до 1600 человек.

В 1812 году 31 воспитанник Тульской Духовной семинарии принимал участие в Отечественной войне. Петровская богадельня находилась под попечительством семинарии, её воспитанники ухаживали за больными и престарелыми людьми.

Тульская семинария воспитала известных людей своего времени. Это митрополит Исидор, экзарх Грузии; ректор Петербургской семинарии, духовник Их Императорских Величеств протоиерей Василий Баженов; митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский); преосвященный Александр (Богданов), епископ Тамбовский и Шацкий; магистр богословия, епископ Калужский и Боровский Александр (Головин); высокопреосвященный Алексий (Бельковский), архиепископ Велико-Устюжский и Усть-Вымский, викарий Вологодской епархии.

Яркую страницу в историю духовного образования и церковной науки вписал митрополит Евлогий (Георгиевский). Труды лучших профессоров Свято-Сергиевского Богословского института, созданного митрополитом Евлогием в 1925 году в Париже, протоиереев Сергия Булгакова, Георгия Флоровского, Василия Зеньковского составили значительную часть отечественного богословского наследия. Трудно переоценить значение института в деле ознакомления западного инославного мира с сокровищами пра¬вославной духовности в развитии и упрочении межцерковных контактов.

Выпускником Тульской семинарии был выдающийся богослов и талантливейший человек своего времени священномученик Иларион, архиепископ Верейский, профессор Императорской Московской Духовной Академии. Вся его жизнь — сплошное горение любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины. Его идеал это церковность духовной школы и богословской науки.

С Тульской Духовной семинарией связаны имена наших замечательных земляков – деятелей отечественной культуры. Здесь с 1826 по 1830 год учился автор многочисленных работ по истории родного края, фольклорист, этнограф, палеограф Иван Петрович Сахаров. В 1830 году в журнале «Галатея» впервые увидел свет очерк И.П. Сахарова о тульской старине. В последующий период были опубликованы его работы: «Достопамятности Венева монастыря», «История общественного образования в Тульской губернии», «Письмо к издателю «Московского телеграфа», «Писатели Тульской губернии» и другие труды по истории родного края. Среди воспитанников семинарии был и Михаил Матвеевич Руднев – известный деятель отечественной медицины, один из основоположников онкологии. В 1867 году М.М. Руднев был избран профессором кафедры патологической анатомии. Учёным написано 44 научных труда.

Выпускником Тульской Духовной семинарии и её преподавателем был известный историк и краевед Николай Иванович Троицкий, основатель первого тульского музея — «Палаты древностей». Он был не только известным собирателем, им опубликовано большое количество работ по вопросам гражданской и церковной истории родного края, археологии.

Неоценим вклад в отечественную литературу выпускника Тульской Духовной семинарии Н.В. Успенского.

Бунтарские волнения не обошли стороной и Тульскую семинарию в начале XX века. С назначением ректором Тульской семинарии архимандрита Алексия (Симанского) этот сложный этап в жизни духовной школы был завершён без какого-либо материального или морального ущерба. Будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси был ректором Тульской Духовной семинарии с 16 ноября 1906 года по 22 декабря 1911. Главным его помощником и единомышленником в эти годы стал инспектор семинарии Пётр Иванович Павлушков. В день прощания с ректором, архимандритом Алексием, П.И. Павлушков сказал: «Труд Ваш на новом месте Вашего служения для Вас должен быть лёг-ким… Пять лет несли Вы его среди нас для здешнего Тульского края, в условиях поначалу не совсем обычных, изобиловавших неожиданностями, подчас и немалыми трудностями. В управление Тульской семинарии Вы вступили в ту пору, когда духовная школа наша повсюду начинала только оправляться от пронесшейся над ней бури, многое в ней возмутившей, потревожившей, сдви¬нувшей с места. Школу приходилось в те дни собирать почти сызнова. И для этого нужен был труд решительного и вместе осто-рожного, уверенного в себе, но и готового верить другим, твёрдо, но и мирно настроенного руководителя… С полным и открытым доверием отнеслись Вы тогда к новым Вашим сотрудникам, с истинным доброжелательством к новым Вашим питомцам… Ваше простое, сердечное, чуждое и тени суровости обращение с учащейся у нас молодёжью уже нашло себе оценку и отклик…»

Приближались тревожные годы перемен.

30 сентября 1917 года архимандрит Корнилий (Соболев) был хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии, и ректором Тульской Духовной семинарии был назначен Пётр Иванович Павлушков. Революционные события 1917 года яви¬лись катастрофой для духовного образования в России. По богословским школам был нанесён удар уже на самом раннем этапе борьбы с Церковью декретом Совнаркома «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

«Преподавание религиозных вероучений,— говорилось в этом документе,— во всех государственных, общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается… Церковным и религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, поэтому духов¬ные школы, существовавшие на средства Святейшего Синода, практически теряли финансовую основу». (Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. В 9 кн. М., 1997. Кн. 9. С. 614.) Здания духовных учебных заведений были конфискованы. Не имея ни правовой, ни финансовой базы, лишившись помещений, Тульская Духовная семинария была закрыта в начале 1918 года. Все её здания и сооружения были переданы 17-й Тульской пехотной школе комсостава. Преподаватели бывшей семинарии оказа¬лись на улице. Судьба многих из них трагична. В 1919 году от голода, холода и лишений умер П.И. Малицкий, кандидат богосло¬вия, прекрасный педагог, историк-краевед, автор ряда учебников и книг по истории края, в числе которых фундаментальный труд «Приходы и церкви Тульской епархии». В 1920 году не стало преподавателя семинарии, известнейшего тульского историка-краеведа, археолога, основателя первого в России музея по истории Православия «Палаты древностей» и автора многих академи¬ческих работ по истории и краеведению Н.И. Троицкого. Такая судьба постигла многих. Последний ректор Тульской семинарии П.И. Павлушков в течение двух лет преподавал в одной из туль¬ских школ, а 2 февраля 1921 года священномучеником Иувеналием, епископом Тульским, был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем храма Двенадцати Святых Апостолов. Протоиерей Петр Павлушков был непримиримым бескомпромиссным борцом с обновленчеством.

9 сентября 1937 года протоиерей Пётр был арестован, а 23 ноября расстрелян в Тесницком лесу. 16 сентября 2001 года во Всехсвятском кафедральном соборе за Божественной литургией, которую совершал Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий, состоялось прославление протоиерея Петра Павлушкова в лике святых новомучеников Российских.

После закрытия в 1918 году семинарии в её зданиях находилось суворовское училище, затем школа-интернат.

Одним из первых вопросов, поставленных высокопреосвященным Серапионом сразу после назначения его на Тульскую кафедру в 1989 году, был вопрос о возрождении духовного образования в епархии. Тогда же впервые перед администрацией области был поставлен вопрос о возвращении здания бывшей Тульской Духовной семинарии в ведение епархии.

Возрождение духовного образования в Тульской епархии началось в 1995 году, когда трудами ныне почившего в Боге митро¬полита Серапиона, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия были открыты Пастырские курсы с двухгодичным сроком обучения. 7 марта 2000 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви Пастырские курсы были преобразованы в Тульское Духовное училище с трёх¬годичным обучением. До недавнего времени оно ютилось в тесном одноэтажном здании на территории Всехсвятского кафедрального собора.

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось особым событием в жизни Тульской епархии. 14 – 16 сентября 2001 года состоялся визит в Тульскую епархию Святейшего Патриарха Мос¬ковского и всея Руси Алексия, во время которого администрация области и города передала в дар Тульской епархии комплекс зданий Тульской семинарии. Святейший Патриарх посетил передан¬ное здание, благословив в нём начало учебного года.

В особой торжественной обстановке совершилась передача здания, это обстоятельство вдохновило администрацию, преподавателей и учащихся к новым условиям созидательной деятельности на ниве духовного образования. 6 октября 2001 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и священного Синода Русской Православной Церкви Тульскому Духовному училищу присвоен статус Духовной семинарии, что с одной стороны подтверждает основательность уже созданной базы духовного образования, а с другой – открывает широкие перспективы его развития и совершенствования.

Протоиерей Игорь АГАПОВ, проректор Тульской Духовной семинарии.